История о том как обживал новое море.

В 2013 году я переменил место яхтинга. С Балтики перешел  на Средиземное море. Притирка к новому месту была непростой, т.к. новое  место - это незнакомая обстановка, новые условия и правила яхтинга. О свои впечатлениях о новом месте в сравнении, конечно, с привычной Швецией пишу эту замету. 

Первое замечательное сравнение - о погоде. В Марселе в сентябре очень тепло. Можно ходить в майке, купаться, а главное удобство проживания на яхте в теплом месте заключалось в том, что ходить в душ можно в тапочках, в душе не тратишь время раздеваясь и одеваясь в теплую одежду как это было в Стокгольме.  

    

 Марина,  в которой купил яхту называется Порт Наполеон. Находится в маленьком городке Порт Сент Луи на Роне. Это большая промзона западнее Марселя. Марин на средиземном море конечно много,  но яхт еще больше, свободных мест нет. По этому принята практика, когда владельцы спускают яхту на воду только на время похода. Потом опять ставит на кильблок на площадку размером с два футбольных поля. Есть марины в которых пирсов нет для стоянки на воде. Только поле яхт, слип с краном и причальная стенка с табличной "стоянка не дольше 6 часов".  Марина Порт Наполеон - средний вариант, когда яхта храниться на берегу, но есть и места на воде - при этом  очень дорогие. Например, стоять тут на воде стоит 27 евро в день, а гостевая стоянка в Марселе - 22 евро.     

 

 Мои впечатления о яхте, кому интересно. Выбирал яхту именно с такой компоновкой, чтобы были: малая осадка и 2 киля, кормовая каюта, бизань, штурвал, камбуз в середине центральной каюты по одному борту. 

Два киля на средиземке, конечно не нужны, но малая осадка себя оправдала в другом: мы всегда находили место в забитых маринах у мелководного причала. Мое мнение, что ходовые качества яхты с двумя килями похуже, чем с одним и плавниковым. Лавировочный угол у нас был примерно 130 градусов. В сильный ветер и на волне лодку кренит, паруса не тянут, возникает дрейф под ветер и к ветру можно идти 75-80 градусов. не более. Понял, что резаться к ветру в 20 м.с. очень сложно, если вообще возможно. На практике, мучились и при 18 м.с. 20-ти в реальности не было.

Кормовая каюта - это очень удобно и практично. Бизань добавляет пол узла, а то и узел. Ставить и убирать - одно удовольствие. Часто, в ветер, грот не ставили и не рифили, а ставили бизань. Отлично. Рулить с помощью штурвала на этой лодке оказалось легко. Это удача, т.к. на других яхтам мне неизменно попадались "тугие" штурвалы, руки отваливались после вахты. Я даже сделал в свое время вывод в пользу румпеля.

Камбуз по правому борту себя не оправдал. Вначале, было очень неудобно, но потом я выбросил плиту, раковину и смонтировал новую столешницу с новым расположением плиты, раковины, холодильника и... все наладилось.     

 

  Маршрут. Городки. Марины. Мы шли в сторону лазурного побережья Франции. Оно начинается от городка Карро западнее Марселя и до Италии. До Карро из нашей промзоны 4 часа ходу, против ветру. Трубы промзоны скрываются за горами и вы попадаете в красивые места отдыха французов на берегу моря. Маленькие курортные городки  - бывшие рыбацкие деревни. Пляжи и, действительно, лазурная вода. В маринах найти место сложно. Гостевых мест в маринах на перечет: 10-15. Все будут заняты. Можно сказать, что мы находили свободное место на удачу. В некоторых случаях раздвигали лодки, становились на мелководье или уходили на поиски места в другие марины. Стоимость стоянки терпимая: 18-30 евро.

 

Несколько слов про общение с администрацией марин. Во Франции все таблички, надписи, указатели, справочная информация - только на французском. Если не владеете - возникают некоторые трудности, т.к. во Франции и спросить можно только на французском. Человек в марине, который может говорить на другом языке - редкость. Не с первого раза, но мы поняли, что табличка  с надписью Accueil означает ПРИХОД или ПРИЕМ. Если она висит на пирсе - вам только туда и только туда. В маринах  не любят, если вы швартуетесь в другое место.  В капитанерии нужно предъявить регистрационное свидетельство на яхту, страховку. Вам выпишут счет на оплату. Без регистрационных документов сложно. Первый раз у меня был только договор купли-продажи местного брокера. В марине Марселя было много вопросов - все переговоры конечно на французском. т.е. разговор на пальцах. Повезло в администрации клуба 1, там случайно оказался человек со знанием английского. Договорились, приняли договор. Дали возможность стоять 2 дня. В некоторых местах (Кассис) документы забирают до отхода из марины: пришел перед отходом,  оплатил, получил документы, вышел. Есть счастливые места (Карро, Мартиг). Там капитанерия может быть закрыта в субботу и воскресенье. Никого нет. Платить некому. Марина Марселя - отдельная тема. Она огромная и замечательная. Можно видеть на первом фото. Провести там день или два стоит: в городе есть музеи, достопримечательности, красивые места. В Марселе встать сложно. Возле капитанерии место Ackuel будет занято каким-нибудь пароходом. В клубах яхты отходят и приходят, суета. Пирсы в клубах могут быть перекрыты калитками, с воды не видно. Расстояния приличные. С первого раза можно набегаться. 

 

В сентябре в Марселе проводилась регата, все было занято. Но в марине Фриоль у замка Иф есть отличная большая марина. Мы встали там. Остров  - отличное место летнего отдыха марсельцев. Было желание остаться в этом месте на пару дней: солнце, теплынь, пляжи, горы. Стоянка в марине 25 евро. Мест много. Поинтересовался: зимой стоять можно? - Нет, очень сильный ветер... 

По ходу движения по лазурному побережью мы дошли до Тулона. На большее не хватило времени. Мы отдыхали: зашли в Кассис, Ла Сьота, Бандоль. Купались, заходили в бухты, ходили по рынкам.         

 

Туристические впечатления. Во французских городках проводятся ярмарки выходного дня. Под них отводят центральные улицы. Это рынок, на котором продают все от старого барахла, одежды, украшений, посуды, мыла с травами до сыров, морепродуктов и фруктов. Мы шли на завтрак, но напробовались и купили только кофе.  В походе осенью с нами был Виталий - большой мастер готовить. Он ловил рыбу, собирал и готовил мидий. Мы были сыты, в меру хмельны и счастливы. Знаковые места это Марсель и Тулон. Мне больше всего понравился городок Ла-Сьоа. Маленький, уютный. Именно в этом городке отдыхала летом семья Люмьер. Их фильм "Прибытие поезда" правильно называется "Прибытие поезда на станцию Ла-Сьота". Братья встречали маму из Леона... Есть музей братьев Люмьер. Он расположен в здании на набережной, в котором они показывали свои фильмы. Музей работает под заказ туристических групп. Мы заранее договаривались о посещении музея.  

 

Тулон это военно-морская база и огромная судостроительная верфь. Марин, где можно стоять в городе и пригороде много. Мы пошли в самый центр города. Цена кажется - 25 евро. Справа - главный бульвар, слева паромный терминал, сзади тот самый корабль Мистраль. Т.к. Тулон военно-морская база, то в море рядом могут проводиться учения.  Держитесь подальше от военных судов, слушайте радио.  В Тулоне есть военно-морской музей и истории города. В первом достаточно интересно.  Бульвары, фонтаны, рестораны - все как везде. Можно зависнуть надолго.

 

 

Природа, погода, магазины. Что говорить... красиво. Горы, пальмы, цветы. Много пляжей. Чисто. Наверное может быть много народа, но мы были в мае и сентябре, почувствовали наплыв отдыхающих французов только в городе Кассис, куда попали в субботу. Тепло, вода 22-25. Одна неприятность - Мистраль. Это, когда все яхтсмены стоят и не высовываются из марин. Северо-западный ветер, 10-20 м.с. и надолго. Так, в мае, мы  простояли в свой марине неделю и не думали выходить. Солнце светит, не холодно, но все шумит от ветра. От хлопанья флагов, звона рангоута, шума в деревьях начинаешь уставать. При ветре 10 м. сек. яхты выходят, мы тоже, но удовольствия мало. На порывах волна развивается о скулу, брызги обливают с головы до ног. Вот где хорошо, что вода не 8 градусов как на Балтике.

Магазины. Изобилие вина, сыров, зелени. Наверное, только вино относительно дешевле чем в России. Мидии - 2-3 евро килограмм. Можете собрать на пирсе бесплатно. На них больше водорослей. Все остальное дороже чем в Москве. Рестораны, кафе. Дорого и не понятно за что. Поэтому, мы ходили в китайский фастфуд, пиццерии - там адекватно. Такси запредельно дорого: 1 км.-2,5 евро. Автобусы, поезда: автобус в пределах коммуны - копейки. 1 евро в любую сторону. Между коммунами (районами)  дороже: 4-8 евро. В целом, адекватно. Поезда и автобусы ходят не часто и по расписанию. Особая тема - общественный транспорт в субботу и воскресенье. Будьте готовы, что в районном или провинциальном городе и даже в городе с известным названием Арль, Прованс, Авиньон - все магазины, музеи, фастфуд, заправки могут быть закрыты (включая АШАН и другие сетевые), а автобусы ходить не будут. В лучшем случае, один маршрут утром и вечером. Приезжаешь и уезжаешь, как правило,  в выходные и ломаешь голову как добраться общественным транспортом до аэропорта. Такси стоит как билет на самолет.                   

В комплекте с яхтой был спасательный плот. Надпись гласила, что  следующая дата обслуживания - апрель 2014 года. Поиски инструкции внутри упаковки, чтобы понять что это за плот и куда его можно сдать на сервисное обслуживание привели к случайному срабатыванию системы надува. Что-же, невольно мы смогли изучить и плот и его содержимое.  Внутри мы нашли мешочек со следующим содержимым: два гребка, насос подкачки, зеркало, ракетница, таблетки от укачивания, рыболовный крючок, мерный стаканчик, инструкция на плот (нашли таки бумажку) и краткие рекомендации по поведению на плоту. В инструкции запомнилась фраза: "Пересаживайтесь на плот только в случае необходимости. Лучше находиться на судне, если это возможно". Полностью с этим согласен. Трудно представить, как 6 человек могут разместиться на шестиместном плоту. Там и двоим тесно. Содержимое мешка озадачило и подвигло к мысли,  что на борту необходимо иметь герму с укладкой комплекта для выживания на плоту. Это, так называемый, Grab-box.   Плот собрали в сумку. Далее  - поле для творчества технической мысли, как его в дальнейшем надувать и использовать.  Заранее скажу, что подготовить плот к использованию получилось. Об этом написал отдельную заметку.    

Переукладка плота во Франции не дешевое занятие. Минимум 500 евро. После срабатывания болона, без паспорта - дороже и не известно на сколько. Плот на переукладку везет диллер. Его усилия тоже сказываются на цене.  Было принято решение купить новый плот. Все эти муки по переукладке или покупке нового плота были связаны с получением регистрационного свидетельства на яхту. Для этого нужно было предъявить годное по срокам спас-оборудование. А муки объясняются тем, что во Франции все говорят только по-французски. Получить внятные разъяснения по поводу типа плота  в продаже, паспорта на плот, сроке следующего регламентного обслуживания человеку без французского, без знания того, какие бывают плоты и как они обслуживаются во Франции - очень непросто. Пожалуй, напишу об этом отдельную статью. Материалы есть.  В итоге, все было закуплено, хорошо, что перед подорожанием евро.