Переход Стокгольм (марина Булландо) - Мариехамн (Аландские острова) - Турку (Финляндия). Большинство описаний переходов по этому маршруту сделаны с учетом старта в Финляндии. Мы идем из Швеции. 

Зимой наметил маршрут в программе Навионикс, в интернете нашел описание гостевых марин в Мариехамне и Турку. Отметил на картах рекомендованные места стоянок на якоре. Готов был идти и один, но собралась команда желающих: Андрей, Алексей и Илья. Потом стало понятно, что дному идти - это было бы очень утомительно и скучно. Карты с координатами марин - по ссылке снизу этой страницы .

Яхта - Альбин Вега 27 футов. Стоит в пригороде Стокгольма. Газ, раковина, электричество, обогреватель. Для 4-х вполне комфортно. На берега Ботнического залива весна приходит в середине мая. Только начала цвести черемуха. Температура воды 8 градусов. Поэтому на переходах одевались очень тепло. На берегу луга цветут, птицы поют, солнце пригревает. Ветровка на готове. Хотя предусматривались якорные стоянки на ночь, но с помощью Гармина 620, лоций и туристической информации мы вычислили гостевые марины рядом c намеченными якорными стоянками. Марины были пустые, но все работало и денеги за постой брали не везде, т.к. не сезон.

Экипаж. Вахта №1: Я и Андрей. Про опыт типа "Атлантика, Черногория ..." не буду ... С Андреем познакомились через Интернет. В этом путешествии прошли с ним весь маршрут. Он умеючи обеспечивал экипаж прогнозом погоды через Интернет. Всегда были "с погодой". Жилист и вынослив.

Вахта №2: Илья и Алексей. Я с ними уже ходил по Шведским шхерам. Надежные, уравновешенные парни, хорошие собеседники. О себе скажу фразой Алексея : "Как мне хорошо, что не надо капитанить...".

Из Булландо идем в маленькую марину в местечке Капельскэр. Марина находится в месте от куда удобно выходить на Аландские острова. Марину видно на снимке в левом нижнем углу. Первая нитка причалов на входе - гостевая. В марине есть туалет прямого падения, вода, мусорные баки. Душ находится в кемпинге до которого 800 метров. Стоимость стоянки примерно 10 евро. Аскетично. Но место удобно тем, что оно на выходе в Ботнический залив. Рядом с мариной находится оживленный паромный терминал (только терминал! Ни магазинов ни домов нет!) На Аланды ходит паром 2-3 раза в день, автобус в Стокгольм и ближайщий город Норстелье. В терминале есть кафетерий, где мы купили гамбургеры и пиво, отметив первый дневной переход.

На следующий день предстояло сделать переход в Мариехамн. Утром 7 м.с., днем 12 м.с. Волна 1,5 метра. Убрали стаксель, взяли рифы на гроте. При северном ветре идти курсом 30 на западную марину Мариехамна невозможно. Идем в восточную марину, а это +8 миль вокруг мыса и цепочки островов. Последние мили строго на север против ветра по шхерам. Помучались. Поняли, что такая погода, ветер и волна не для нашего измерения, поэтому в следующие дни сильный ветер пережидали в маринах. Всего было 2 вынужденные "дневки" из 11 дней похода.

Из Капельскера идти на Аланды один день. Возможны такие варианты: 1. В западную марину Мариехамна (черный цвет). 2. В Восточную марину (красный цвет). 3. В марину Дегерби острова ФогельЁ (желтый). В Мариехамне местные так и называют марины "Западная" и "Восточная". Растяние между ними - 1,5 км. Но проход на яхте из марины в марину возможен только вокруг полуострова и цепи островов, т.к. мост над проливом низкий - 6 -7 метров. Если ветер не позволяет идти в Мариехамн, то можно идти в одну из марин городка Дегерби (если дальше - в Финляндию). Из Дегерби регулярно ходит паром на соседний остров, а от туда идет автобус в Мариехамн. Дорога занимает 1 час.

Аланы - популярное место для рыбалки. Одна из идей состояла в том, чтобы купить рыболовный тур на день. Обзвонили местных рыбаков по рекламе, но оказалось, что все они уже заняты. На следующий день рыбу ловили в марине без тура и специальной романтики. (Алексей, сознаюсь для тебя, что этой фотографией мы хотим тебя "подначить" на еще один поход на Аланды.)

Что можно и нужно сделать в Мариехамне на Аландских островах? Рыбалку обсудили. Есть известный во всем мире морской музей и музей-парусник Поммерн. Экскурсия туда обязательна. Парусник легендарный. До 1947 года этот парусник совершал кругосветные плавания с грузом. Поледние годы - на энтузиазме судовладельца и экипажа. Многие члены экипажа бросали работу на параходах и специально записывались в команду парусника понимая, что это уникальная возможность почувствовать себя на 100 процентов в шкуре моряков прошлого века. На паруснике полностью воспроизведены бытовая и рабочая обстановки на судне. Команда состояла из 24-х человек.Это немного для парусного судна.

Город небольной. Обойти его можно за час. Есть примечательные памятники, небольшие музеи. В информационом центре, на многочисленных буклетах и картах в свободном доступе Вы найдете их расположение и время работы.

200 метров севернее восточной марины есть музей "Рыбацкая деревня" и действующая судоверфь по изготовлению деревянных судов. Сходите - очень любопытно. Можно с женским усилением т.к. на территории есть магазинчик авторских серебрянных и золотых украшений. Если Вы любите историю, то обязательно еъездите в Бомарзунд - место строительства и обороны одноименной крепости, построенной русским гарнизоном перед Крымской войной 1853-56 годов и разрушенной англичанами и французами в ходе войны. По дороге можете посмотреть еще пару музеев - развалин оставшихся от Шведского могущества на Балтике. Андрей взял на прокат велосипед, отмотал 60 км., осмотрел все перечисленное и привез ценную информацию о Бомарзунде.

О погоде. Было все - включая туман и штиль. Но преимущественно - солнечно. Главный фактор - это температура воды - 8 градусов, поэтому в море было холодно несмотря на то, что приехали из похода загорелые как негры. Одеты были очень тепло: термобелье, водолазка, флис, куртка. Перчатки, шапочка, сапоги - всегда на готове.

Из Мариехамна идем в Финские шхеры. Нацелены на марину Nagu. Пришли в марину в 21, привязались на полупустом причале, пошли в душ и попали в прекрасную Финскую сауну. Заботливая рука хабормастера написала код входа в сауну на доске. Место настолько нам понравилось, что на следующий день уходить не хотелось. Утром не торопились, чтобы сказать спасибо мастеру и заплатить, но и в 9-30 никого не было. Вот адрес марины в интернете http://www.naguhamn.fi/index.php?option=com_content&view=article&id=54&Itemid=60&lang=en . Оказалось, что в мае они работают только по выходным и пятницам. Очень рекомендую марину. Финам за такое первое впечатление - огромное спасибо.

Неожиданностью для нас стали отличные бытовые условия в маринах Финляндии и прекрасные сауны. В четырех маринах, где мы стояли сауны были в состоянии "только что сделано". Может быть у Финов такая традиция - зимой в марине делать ремонт сауны? Работали они по расписанию 8-10 утра и 18-22 вечером. Пользование сауной включено в оплату марины.

В Турку становимся в Руисало-марине. Фабор-мастер еще на месте. Платим 18 евро. До Города 15 минут на автобусе №8. Он идет до торговой площади в центре. Ходит каждые 30 минут. Марина расположена на острове - месте отдыха горожан: дорожки для пробежек, ботанический сад, гольф и т.п.

Марина Руисало находится рядом с судовым ходом. Это не мешает в марине базироваться ДЕТСКОЙ ПАРУСНОЙ СЕКЦИИ. Если присмотреться то на фоне парома Викинг видны паруса Оптимиста. Флотилию сопровождает моторная лодка со взрослыми. Особо словоохотливых инспекторов ГИМС с их фразой "ТУТ РЯДОМ СУДОВОЙ ХОД" я бы отправил в Руисало - катотонический ступор им обеспечен.

Координаты марины Руисало.

В Турку можно стоять долго. Это большой город: магазины, музеи, набережная вдоль реки, кафе и рестораны. Мы прошли по набережной. Конечно, она живописная. Можно посидеть в кафе, можно совершить прогулку на катере по реке, можно поглазеть на страрые пришвартованные суда. Мы сфотографировали этот паром через реку Ауру. Он бесплатный, ходит от берега к берегу каждые 5 минут. Движется он по рельсам, которые уложены под водой - в этом наше неожиданное предпроложение и уверенность. На реке есть гостевая стоянка для яхт. Практически свободна, стоять можно. Но где туалет, душь и традиционная сауна? Наверное через дорогу или на другом берегу реки.

Подходим к морскому музею. Напротив здания музея установлена вот такая ромашка. Здание музея состоит из 2-х корпусов, на берегу реки пришвартованы основные экспонаты: два парусника и 3 современных судна. Музей работает, но из судов для осмотра было открыто только транспортное. Сезон начинается 01 июня. Это оказалось на пользу, т.к. музей большой, интересный, а силы уже были на исходе.

Из Турку идем в марину Verkan. Она находится на выходе их финских шхер в направлении Аландских островов. Стартовать из нее удобно. По пути с тоской вспоминаем марину Nagu, Но она вглубине архипелага и до выхода в Ботнический от нее +3 часа хода. Пришли в марину Verkan в 16. Все есть + ресторан - популярное место у местных яхтсменов. Интернет, сауна, туалет, вода и электричество - 22 евро. Автобус в Турку (75 км.), магазин - в поселке неподалеку. Стояли 2 ночи - пережидали встречный ветер. Постирались, отоспались, погуляли на природе. Утром вышли в марину Дегерби на Аландских островах.

В каждой марине есть детская площадка. В ресторане - детские места, для подростков и родителей с детьми. В марину Verkan зашел патрульный катер и на него водили экскурсии школьников. На ночь в марину зашла яхта 15 метров. На борту 2-е взрослых и 10 детей в возрасте 9-10 лет. Ночью они по очереди несли вахту на швартовах. Утром экипаж выстроился в очередь у туалета, хотя до леса и кустов - 5 метров.

О судоходстве. Мы шли вблизи путей интенсивного судоходства. Рекомендованный путь отлично размечен. Ночью он светится и мигает как новогодняя елка. Много узостей - особенно на Аландах. В этих местах паромы пролезают в проход шириной 100 метров. Держитесь, конечно, в стороне.

Марина в местечке Дегерби на Аландских островах (координаты на карте см. по ссылке внизу). В этом месте есть две гостевые марины - первая у паромного терминала, другая - через 200 метров за мысом. У теминала марина очень маленькая - на 10-15 яхт. Есть все удобства, конечно сауна. Стоит 18 евро. Вторая - побольше. Рядом есть ресторан. Но она не производит впечатления ухоженной марины; лодки в наш заход в Дегерби там не стояли. Бросилось в глаза, что по акватории этой марины проходит сильная волна от проходящих паромов. Паромы ходят на соседний остров, далее автобус в Мариехамн. Дорога занимает час.

О времени года. Мы вышли 11 мая а вернулись 22-го. Весна в шведских шхерах только началась. По сравнению с Москвой она задерживается с приходом в этих края на одну - две недели. Листики на березах только распускались, черемуха еще не цвела. Поляны покрыты цветами. В марине Кэпельскар мы еще раз остановились на ночевку. Выяснили, что в этом месте находится заповедник. Но это не мешает расположить на его территории кэмпинг и несколько небольших музеев посвященных быту Шведов. Сервиса в этом месте мало, но в хорошую погоду здесь очень приятно провести день на природе.

На переходе от Капельскэра до Булландо было сухо и в меру ветренно. Просущили все паруса включая спинакер. Переход оказался быстротечным: вышли в 9 утра, а в 16-30 были в Булландо. Завтра - в самолет.

Несколько слов о картах и GPS на переходе. Бумажные карты у меня были только для Стокгольмского архипелага в Швеции. На компьютере - программа c картами Navionics для всей Балтики (по сути - это карты, которые можно просматривать на экране). С собой взял Garmin 620 c картами региона. Основная надежда была возложена на Гармин. Пользоваться бумажными картами и компьютером в дождь не возможно, а командовать из каюты рулевому как идти между островов – весьма затруднительно. Кто готов спорить – велкам на яхту поблевать. (Почему-то принимать слабительное на ночь считается глупостью, а прокладывать курс в каюте в качку – героизмом.) GPS на практике оказался палочной – выручалочкой во многих ситуациях. С его помощью я срезал углы на маршруте, шел не по размеченному форватеру, а как было комфортно относительно волны и ветра, держал прибор перед глазами и в качку и в дождь. С бумажными картами это невозможно. Что было подстраховкой: из программы Navionics распечатал экраны карт мест с узостями и заходами в марины и на якорные стоянки в формате А4 и заламинировал их. Получилась подборка – папка, которую и держал на всякий случай. На Гармине очень помогла функция «Местные службы». Включаешь поиск и прибор выдает список и пеленг на ближайшие марины с описанием сервисов. Так были вычислены все места стоянок в Финляндии. Бумажные карты - это святое, но стоимость не в их пользу.

Первоначальные планы (на бумаге)были такими: 4 ходовых дня до Турку, день отдыха в Мариехамне. Получилось - 4 дня ходовых, один день на осмотр города, один день вынужденной стоянки из за непогоды. Итого - 6 дней.
Обратно планировал дойти из Турку в Булландо за 3 дня. В реальности было 4 ходовых дня и день вынужденной остановки из-за непогоды. Итого получилось 5 дней. Всего переход занял 11 дней.
Погода и ветер нам благоволили. Только на этапе второго дня мы должны были идти в ветер, т.к. застряли бы без электричества и душа в Капельскэре на 3 дня.
Всего пройдено 330 миль. Средняя дальность дневного перехода - 40 миль, максимальная - 69 миль. Средняя скорость на переходе 4,5 узла. Как правило выходили в 8 утра, приходили в марину в 16 - 20 вечера.
Израсходовано 25 литров топлива. Средняя скорость под мотором 3,5 узла, значит под мотором пройдено только 70-80 миль.
Маршрут оказался удобен тем, что рядом в каждой точкой остановки находится транспортный узел. Можно за 1-3 часа добраться до Стокгольма, Мариехамна, Турку,а от туда на родину или заехать таким путем на яхту.

На главную страницу
Карты и координаты стоянок

Hosted by uCoz