|
Страница первая. Может ли надувная лодка идти под парусом? | |
Чтобы убедиться в возможности (невозможности) ходить под парусом на надувной лодке провел пилотный эксперимент на ПВХ лодке длиной 380 см.: Установил на скамейку лодки мачту от «Кадета», на транец навесил перо руля от него же.
|
Узел со швертом сделал следующим образом: купил в фирме Badger www.badger.ru установочный комплект навесного оборудования и леерный крепеж их ПВХ; разметил место установки с учетом расположения уключин; приклеил на лодку крепления; на металлическую пластину установил шверт из штатной скамейки.
|
Цель такой установки шверта – минимизировать вес конструкции, снизить потери обитаемости лодки, проверить жесткость конструкции, внести минимум необратимых изменений в конструкцию лодки.
|
Мачту зафиксировал в стакане их фанеры на скамейке. Ванты привязал к носовому рыму и леерным канатам. Цель такого примитивного крепления – проверить жесткость формы ПВХ лодки.
|
Крепление пера руля на транец самое простое: две скобы из нержавейки и четыре самореза для их установки.
|
Ходовые испытания. Слабый ветер 2-5 метра в секунду: лодка хорошо управляется по ветру(!) и идет до 60-70 градусов к ветру. Поворот оверштаг удается сделать не с первого раза, если только не помочь гребком весла. Сильный ветер 6-8 метров в секунду: лодка «летит» по ветру, хорошо идет галфвинд, а к ветру – максимум 80 градусов, причина этому в том, что лодку сносит ветром. Поворот оверштаг можно сделать проявив слаженность движений, но на повороте лодку сносит и она теряет пройденное против ветра расстояние.
|
Оценка конструкции. К креплению вант и штага вопросов не возникло. Осталось впечатление, что копус ПВХ лодки достаточно «жесткий». Крепление форштага за носовой рым – прочное. Сильно прогибалась скамейка под мачтой. Это самое ненадежное место в данной конструкции.
|
Узел шверта. Приклеенные ПВХ элементы выдержали нагрузки, металлическая пластина еле заметно деформировалось. На фото это не заметно. Но конструкцию нельзя признать жесткой. Шверт заметно отклонялся на наветренную сторону, если идти левым галсом. Если идти правым – шверт упирался в балон и конструкция становилась более «жесткой».
|
Вес конструкции. Время сборки.
Парусное вооружение устанавливается за 15 минут с перекурами, т.е. быстро и легко. Вес комплекта лодки увеличивается только за счет «неизбежных» элементов: мачты, гика, паруса, руля. Вес конструкции крепления шверта – 1,5 кг.
Обитаемость.
Установка парусного вооружения на надувную лодку сильно снижает ее обитаемость. В поход на лодке с такой конструкцией парусного вооружения можно идти только вдвоем. Если на лодке была бы установлена традиционная поперечная балка для крепления швертов – походная обитаемость упала бы до одного человека. Паспортная пассажировместимость лодки – 5 человек (!). Под мотором в поход с вещами на ней реально идти втроем.
Вывод: под парусом надувная лодка идти может. Трудность использования паруса на надувной лодке заключается не в «плохих» ходовых качествах надувной лодки под парусом, а в значительной потере обитаемости лодки при установке парусного и швертового вооружения. Брать на двоих в поход парусно-лодочный комплект весом 60 кг. – нереально.
На главную страницу
Моя статья в журнале КиЯ
|