|
Моя яхта «Чемпион» | |
История покупки яхты следующая: я искал по объявлениям прицеп для перевозки стройматериалов на строящуюся дачу. После покупки, предыдущий хозяин прицепа предложил: «А еще у меня есть яхта. Может купишь?». Я купил, т.к. обалдел от неожиданного предложения, небольшой цены и искренних слов продавца о том, что яхта его «раздевает» и «разденет» в будущем и меня. Потом его слова я вспоминал не раз – сколько сил, времени, денег было потрачено на ремонт, модернизацию, переделку яхты под себя! Действительно, и я подсчитывал расходы, дешевле было купить через десять лет готовую новую яхту микрокласса если накапливать все годы деньги, которые пошли на ремонт. Но не жалею, потому что я приобрел новых друзей, почти профессиональный опыт работы с материалами, практические знания по устройству яхт.
|
Яхта было построена В. Мурниковым. Ее постройка описана в журнале «Катера и Яхты» №5 за 1986 год (статью можно прочитать по ссылке внизу). Когда я это узнал через 4 года после приобретения, бросить затянувшийся ремонт я не смог. У яхты есть документальная история, ее строительство описано в журнале! А бросить ремонт хотелось, так как замена отслоившейся стеклоткани на борту разрослась до замены ВСЕЙ обшивки днища, левого борта и ВСЕГО кокпита! Кроме этого, у меня родился сын Павел и я не мог ездить в клуб. Конечно, ездил урывками, но под звуки закономерного «скрипа» жены и без видимых продвижений вперед.
|
|
|
Причина ремонта корпуса – технологические ошибки в работе с материалами, которые строились на неверных рекомендациях в литературе, да и в низком качестве самих материалов: красок, эпоксидной смолы, фанеры. Все это не выдерживало атмосферных воздействий и непродолжительного недосмотра за яхтой.
|
В конце 90-х, начале нового века произошел переворот в доступности хороших материалов: со смолами стало возможно работать в больших объемах и при низкой температуре, появились в доступной ценовой категории пентафталевые краски, герметики, лаки, качественная ФСФ фанера. Например, я провел двухгодичный эксперимент: покрасил одинаковые дощечки и куски фанеры различными марками красок и лака: битумными, каучуковыми, масленными, алкидными, пентафталевыми, защитными для грунта и т.д. Бросил связку в воду у берега, где она и пролежала 2 года. Зимой вода уходила, доски лежали на песке, летом – болтались в воде. Я только наблюдал за тем, где и как облезала краска. Могу сделать вывод – самая надежная краска – пентафталевая. Итак, дело сдвинулось с мертвой точки. Но и я наделал ошибок, на основании рекомендаций из старых книг! Ну зачем оклеивать фанерный корпус 6-ю слоями стеклоткани! Сколько сил и времени ушло, чтобы нагнать 6 слоев! Последующая практика показала, что если работать пропиточными смолами фирмы Эпитал, то два слоя стеклоткани обеспечивают качественное, долговечное покрытие! А красить фанеру изнутри в несколько слоев надо обязательно! (но в книгах не рекомендуется...) Вода попадет внутрь яхты неведомым способом, это 100%, но вреда – никакого. Краска держит воду несколько дней. Проверено.
|
2004 год. Яхта на воде. Спуск на воду и подъем яхты на кильблок осуществляется краном. В начале было страшно, потом привычно. Крановщикам я говорил: «Приезжай, уложимся за час». Так и получалось. Специальные «полотенца» для подъема лодки, кильблок на колесах – значительно упрощают процедуру.
|
Нет предела совершенству. Если яхта сделана их фанеры и перекраивать все можно быстро и легко, то на воплощение идей так и тянет. Переделал киль, мачту, степс, путенсы, транец, дважды кокпит.
|
Ходил по Москва – реке, а через Москву на Клязьминское водохранилище. Там можно очувствовать себя парусником. Не много, но место есть. Яхту по обитаемости и ходовым качествам можно назвать туристическим «крейсером» выходного дня. Оборудование аскетичное: биотуалет, газовая плита, освещение, три спальных места. Главное неудобство – нельзя встать в рост. А разместиться сидя в каюте можно и вшестером. Я ходил с компанией в 6 человек по Клязьминскому водохранилищу и был удивлен, что мы друг другу на палубе не мешали. В хороший ветер можно уверенно идти со скоростью 10-12 км. в час. В слабый, какие у нас бывают преимущественно – 5-6 км. в час.
|
По характеру – я одиночник, поэтому делал нам лодке все так, чтобы можно было управляться самому. Получается. Дважды прошел через Москву в одиночку по маршруту из Капотни до Клязьминского водохранилища (клуб «Спартак»): 16 часов хода, 6 шлюзований, 76 км. до «Спартака» и далее до Икшинского шлюза 56 км. Ходил неделю в одиночку по водохранилищам – стало одиноко. Поехал домой разговаривать. В дальнейшем практику изменил: обзванивал друзей, приятелей: «Яхта отходит из «Спартака» в 9.00. Возвращается к 20.00. Кто хочет – приезжайте».
|
С чем мучался - с установкой и опусканием мачты как в начале и конце сезона, так и при проходе под мостами. Одному практически сложно, только втроем. В 2007 году сварил приспособление – «стрелу» – теперь опускаю и подымаю мачту легко сам. Приспособление помещается в рундуке лодки. Постепенно появились и другие удобные вещи: закрутка стакселя, дистанционное управление на мотор «Ветерок», удлинитель румпеля, складные якоря, новые погоны и коретка гика-шкота, встроенный датчик эхолота, направляющие для паруса, вертлюг на гик и т.п. Неустранимое явление – шум подвесного двигателя. На реке он необходим, но если идти на нём больше получаса – у меня от шума развивается усталость. Ставил четырехтактный «Suzuki 2.5» – потише но скорость падает с 9 крейсерских до 4-5 км. в час. Этой зимой собираюсь делать кофр над мотором, чтобы снизить шум. Опять переделки кокпита. Подвесник на яхте, конечно, удобен. Форма у лодки оказалась такой, что нога подвесника ни разу не вылетала из воды даже при большой волне от проходящих кораблей, и мотор не заливало ни разу.
|
|
Осадка – 1,15. Несколько раз садился на мель. В начале пугало, даже поставил эхолот. Потом расслабился - сел на мель, вылез в воду, столкнул с мели руками и вперед. Часто получалось, что мель – это или выступающий предмет на дне или бугорок. Фальш-киль – как защита днища от повреждений.
|
Зимой 2008 после сброса воды (у нас она уходит метра на 2,5) построил кильблок на берегу. Осенью, когда вода ушла, яхта опустилось на кильблок. Идея сэкономить на кране – осуществилась
|
|
Статья в работе. Будут дороботки. 21.12.2008
Статья "Построена без стапеля" в журнале КиЯ №5 за 1986 год.
Переход на главную страницу
|