Моя яхта «Чемпион» 

История покупки яхты следующая: я искал по объявлениям прицеп для перевозки стройматериалов на строящуюся дачу. После покупки, предыдущий хозяин прицепа предложил: «А еще у меня есть яхта. Может купишь?». Я купил, т.к. обалдел от неожиданного предложения, небольшой цены и искренних слов продавца о том, что яхта его «раздевает» и «разденет» в будущем и меня. Потом его слова я вспоминал не раз – сколько сил, времени, денег было потрачено на ремонт, модернизацию, переделку яхты под себя! Действительно, и я подсчитывал расходы, дешевле было купить через десять лет готовую новую яхту микрокласса если накапливать все годы деньги, которые пошли на ремонт. Но не жалею, потому что я приобрел новых друзей, почти профессиональный опыт работы с материалами, практические знания по устройству яхт.

Яхта было построена В. Мурниковым. Ее постройка описана в журнале «Катера и Яхты» №5 за 1986 год (статью можно прочитать по ссылке внизу). Когда я это узнал через 4 года после приобретения, бросить затянувшийся ремонт я не смог. У яхты есть документальная история, ее строительство описано в журнале! А бросить ремонт хотелось, так как замена отслоившейся стеклоткани на борту разрослась до замены ВСЕЙ обшивки днища, левого борта и ВСЕГО кокпита! Кроме этого, у меня родился сын Павел и я не мог ездить в клуб. Конечно, ездил урывками, но под звуки закономерного «скрипа» жены и без видимых продвижений вперед.

Причина ремонта корпуса – технологические ошибки в работе с материалами, которые строились на неверных рекомендациях в литературе, да и в низком качестве самих материалов: красок, эпоксидной смолы, фанеры. Все это не выдерживало атмосферных воздействий и непродолжительного недосмотра за яхтой.

В конце 90-х, начале нового века произошел переворот в доступности хороших материалов: со смолами стало возможно работать в больших объемах и при низкой температуре, появились в доступной ценовой категории пентафталевые краски, герметики, лаки, качественная ФСФ фанера. Например, я провел двухгодичный эксперимент: покрасил одинаковые дощечки и куски фанеры различными марками красок и лака: битумными, каучуковыми, масленными, алкидными, пентафталевыми, защитными для грунта и т.д. Бросил связку в воду у берега, где она и пролежала 2 года. Зимой вода уходила, доски лежали на песке, летом – болтались в воде. Я только наблюдал за тем, где и как облезала краска. Могу сделать вывод – самая надежная краска – пентафталевая. Итак, дело сдвинулось с мертвой точки. Но и я наделал ошибок, на основании рекомендаций из старых книг! Ну зачем оклеивать фанерный корпус 6-ю слоями стеклоткани! Сколько сил и времени ушло, чтобы нагнать 6 слоев! Последующая практика показала, что если работать пропиточными смолами фирмы Эпитал, то два слоя стеклоткани обеспечивают качественное, долговечное покрытие! А красить фанеру изнутри в несколько слоев надо обязательно! (но в книгах не рекомендуется...) Вода попадет внутрь яхты неведомым способом, это 100%, но вреда – никакого. Краска держит воду несколько дней. Проверено.

2004 год. Яхта на воде. Спуск на воду и подъем яхты на кильблок осуществляется краном. В начале было страшно, потом привычно. Крановщикам я говорил: «Приезжай, уложимся за час». Так и получалось. Специальные «полотенца» для подъема лодки, кильблок на колесах – значительно упрощают процедуру.

Нет предела совершенству. Если яхта сделана их фанеры и перекраивать все можно быстро и легко, то на воплощение идей так и тянет. Переделал киль, мачту, степс, путенсы, транец, дважды кокпит.

Ходил по Москва – реке, а через Москву на Клязьминское водохранилище. Там можно очувствовать себя парусником. Не много, но место есть. Яхту по обитаемости и ходовым качествам можно назвать туристическим «крейсером» выходного дня. Оборудование аскетичное: биотуалет, газовая плита, освещение, три спальных места. Главное неудобство – нельзя встать в рост. А разместиться сидя в каюте можно и вшестером. Я ходил с компанией в 6 человек по Клязьминскому водохранилищу и был удивлен, что мы друг другу на палубе не мешали. В хороший ветер можно уверенно идти со скоростью 10-12 км. в час. В слабый, какие у нас бывают преимущественно – 5-6 км. в час.

По характеру – я одиночник, поэтому делал нам лодке все так, чтобы можно было управляться самому. Получается. Дважды прошел через Москву в одиночку по маршруту из Капотни до Клязьминского водохранилища (клуб «Спартак»): 16 часов хода, 6 шлюзований, 76 км. до «Спартака» и далее до Икшинского шлюза 56 км. Ходил неделю в одиночку по водохранилищам – стало одиноко. Поехал домой разговаривать. В дальнейшем практику изменил: обзванивал друзей, приятелей: «Яхта отходит из «Спартака» в 9.00. Возвращается к 20.00. Кто хочет – приезжайте».

С чем мучался - с установкой и опусканием мачты как в начале и конце сезона, так и при проходе под мостами. Одному практически сложно, только втроем. В 2007 году сварил приспособление – «стрелу» – теперь опускаю и подымаю мачту легко сам. Приспособление помещается в рундуке лодки. Постепенно появились и другие удобные вещи: закрутка стакселя, дистанционное управление на мотор «Ветерок», удлинитель румпеля, складные якоря, новые погоны и коретка гика-шкота, встроенный датчик эхолота, направляющие для паруса, вертлюг на гик и т.п. Неустранимое явление – шум подвесного двигателя. На реке он необходим, но если идти на нём больше получаса – у меня от шума развивается усталость. Ставил четырехтактный «Suzuki 2.5» – потише но скорость падает с 9 крейсерских до 4-5 км. в час. Этой зимой собираюсь делать кофр над мотором, чтобы снизить шум. Опять переделки кокпита. Подвесник на яхте, конечно, удобен. Форма у лодки оказалась такой, что нога подвесника ни разу не вылетала из воды даже при большой волне от проходящих кораблей, и мотор не заливало ни разу.

Осадка – 1,15. Несколько раз садился на мель. В начале пугало, даже поставил эхолот. Потом расслабился - сел на мель, вылез в воду, столкнул с мели руками и вперед. Часто получалось, что мель – это или выступающий предмет на дне или бугорок. Фальш-киль – как защита днища от повреждений.

Зимой 2008 после сброса воды (у нас она уходит метра на 2,5) построил кильблок на берегу. Осенью, когда вода ушла, яхта опустилось на кильблок. Идея сэкономить на кране – осуществилась

Статья в работе. Будут дороботки. 21.12.2008

Статья "Построена без стапеля" в журнале КиЯ №5 за 1986 год.
Переход на главную страницу


Hosted by uCoz